Обратная связь

25.07.2016

Президент Украины подписал Закон Украины от 14.06.2016 г. № 1414-VIII "О финансовой реструктуризации", который должен способствовать восстановлению хозяйственной деятельности должников, находящихся в критическом финансовом положении, путем реструктуризации их задолженности и/или их хозяйственной деятельности.

Денежное обязательство - это обязательство должника уплатить кредитору определенную сумму денежных средств в соответствии с гражданско-правовой сделкой (договором) и на других основаниях, предусмотренных законодательством Украины. К денежным обязательствам относятся также обязательства по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), кроме страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и другое социальное страхование; обязательства, которые возникают в результате невозможности исполнения обязательств по договорам поставки, хранения, подряда, найма (аренды), ренты и т. п. и должны быть выражены в денежном эквиваленте.

В состав денежного обязательства должника включаются неустойка (штраф, пеня) и другие имущественные или финансовые санкции.

В состав денежного обязательства должника не включаются обязательства перед учредителями должника - юридического лица, возникшие из такого участия, а также задолженность по заработной плате работников должника.

Состав и размер денежного обязательства определяются на день подачи должником в секретариат, созданный Наблюдательным советом, письменного заявления о реструктуризации.

Должник (юридическое лицо - субъект предпринимательской деятельности, которое имеет задолженность хотя бы перед одним финансовым учреждением, не являющимся связанным с должником лицом) имеет право инициировать проведение процедуры финансовой реструктуризации путем подачи письменного заявления о реструктуризации в секретариат при условии отсутствия относительно него возбуждения производства по делу о банкротстве или отсутствия осуществления санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве.

Порядок оформления заявления приведен в ст. 18 этого закона.

Процедура финансовой реструктуризации проводится без обращения в суд путем переговоров между должником, его связанными лицами и привлеченными кредиторами относительно реструктуризации денежных обязательств перед такими кредиторами в порядке, предусмотренном данным законом.

Если в ходе финансовой реструктуризации возникает спор, привлеченный кредитор имеет право обратиться для его решения в арбитраж путем представления уведомления о споре. Рассмотрение спора осуществляется согласно арбитражному регламенту в порядке, установленном ст. 16 этого закона.

Закон вступает в силу через 3 месяца со дня опубликования и утрачивает силу через 3 года.

Кроме вышеизложенного, комментируемым законом вносятся соответствующие изменения в ряд законодательных актов, в частности, в Законы Украины от 23.02.2012 г. № 4452-VI "О системе гарантирования вкладов физических лиц" и от 14.05.92 г. № 2343-XII "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".


Заправка собственных или арендованных транспортных средств топливом с целью использования исключительно для собственных хозяйственных нужд, расчетная операция в связи с которой не осуществляется, не является объектом обложения акцизным налогом с розничной торговли подакцизными товарами. А такое предприятие, соответственно, не является плательщиком акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами (письма ГФС от 07.07.2016 г. № 14783/6/99-99-15-03-03-15, от 07.07.2016 г. № 14785/6/99-99-15-03-03-15, от 07.07.2016 г. № 14786/6/99-99-15-03-03-15 и от 04.07.2016 г. № 14497/6/99-99-15-03-03-15).

Отметим, что в этих письмах также разъясняется, что при одновременном отпуске топлива для заправки собственной техники и заправки техники сторонних организаций, объектом обложения акцизным налогом являются операции по физическому отпуску горючего для заправки автотранспорта сторонних организаций.

Однако ранее главный налоговый орган придерживался иной точки зрения, указывая в письме от 21.06.2016 г. № 1178/99-99-15-01-01-18, что при одновременном отпуске топлива для заправки собственной техники и заправки техники сторонних организаций такие операции по отпуску горючего для собственных нужд и для заправки автотранспорта сторонних организаций будут объектом обложения акцизным налогом. При этом в случае заправки горючим исключительно собственных транспортных средств, расчетные операции за которые не осуществляются, а также при условии, что операции заправки транспорта сторонних организаций не осуществляются, то такие операции не являются объектом обложения акцизным налогом.

Дополнительно отметим письмо от 07.07.2016 г. № 14784/6/99-99-15-03-03-15, в котором ГФС разъяснила вопрос отнесения к операциям реализации топлива операции, осуществленной в рамках договора подряда на выполнение работ техникой предприятия подрядчика, которую заправляет топливом предприятие-заказчик. Эта операция, по мнению главного налогового органа, относится к операциям реализации топлива в понимании п.п. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 НКУ, и, соответственно, предприятие-заказчик является плательщиком акцизного налога.


Согласно общему правилу регистрация налоговых накладных (расчетов корректировки) в ЕРНН должна быть осуществлена в течение 15 календарных дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих налоговых накладных (расчетах корректировки), но не позднее 180 календарных дней с даты их составления (письмо ГФС от 14.07.2016 г. № 15251/6/99-95-42-01-15).

Если налоговая накладная, подлежащая обязательной регистрации в ЕРНН налогоплательщиком - поставщиком (продавцом) товаров/услуг, не была зарегистрирована им в установленный законодательством срок (в течение 180 календарных дней), то такая налоговая накладная в дальнейшем не может быть зарегистрирована в ЕРНН. При этом расчет корректировки к такой налоговой накладной также не может быть зарегистрирован в ЕРНН, а начисленные налогоплательщиком - поставщиком (продавцом) товаров/услуг налоговые обязательства по НДС, соответственно, не могут быть уменьшены (письмо ГФС от 23.06.2016 г. № 13858/6/99-99-15-03-02-15).

Отметим, что налоговые органы неоднократно высказывали мнение о том, что налоговую накладную или расчет корректировки можно зарегистрировать в ЕРНН только в течение 180 дней. Однако такое мнение необоснованно и не соответствует требованиям НКУ. На это также указал Минфин в письме от 30.03.2016 г. № 31-11120-09-10/9133: налогоплательщик имеет право зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную/расчет корректировки к ней в течение 365 календарных дней с даты их составления, а нормы ст. 1201 НКУ лишь устанавливают ответственность налогоплательщика за отсутствие их своевременной регистрации в ЕРНН.


Хозяйственные операции между комитентом-резидентом и комиссионером-резидентом не подпадают под определение контролируемых независимо от того, являются ли вышеупомянутые лица  связанными.

При этом в случае достижения критериев, установленных п.п. 39.2.1.7 п. 39.2 ст. 39 НКУ, операции по продаже товаров между комитентом-резидентом и покупателем-нерезидентом подпадают под определение контролируемых, если:

покупатель-нерезидент является связанным лицом для комитента-резидента;

страна резиденции покупателя-нерезидента включена в перечень государств (территорий), утвержденный КМУ на момент осуществления такой операции.

В этом случае комитент-резидент обязан в установленный срок представить отчет о контролируемых операциях, осуществленных в течение отчетного налогового периода (письмо ГФС от 04.07.2016 г. № 14510/6/99-99-15-02-02-15).

Представление информации о контролируемых операциях и связанных лицах рассмотрено в теме Трансфертное ценообразование при осуществлении контролируемых операций.


Если органами исполнительной власти или местного самоуправления принято решение о переименовании улицы либо других топонимов (географических названий), в результате чего изменяется адрес хозяйственной единицы, владелец, арендатор, пользователь соответствующего помещения должен привести в соответствие с ним свои учредительные документы, документы на хозяйственную единицу и другие документы. На этом настаивает ГФС в письме от 12.07.2016 г. № 14999/6/99-99-11-02-02-15.


ГУ ГФС в Черниговской области в письме от 01.07.2016 г. № 2128/10/25-01-12-01-09 отмечает, что операция получения арендодателем от арендатора компенсации расходов за потребленные арендатором коммунальные услуги и электрическую энергию не является объектом обложения НДС, поскольку арендодатель не осуществляет поставку арендатору коммунальных услуг и электрической энергии, а стоимость потребленных арендаторами коммунальных услуг и электрической энергии возмещается арендодателю отдельно и не включается арендодателем в состав арендной платы. Суммы денежных средств, которые уплачиваются арендатором в виде возмещения арендодателю стоимости потребленных коммунальных услуг и электрической энергии, не включаются арендодателем в базу обложения НДС. Налоговые обязательства на такие операции не начисляются. При этом арендодатель должен начислить компенсационные налоговые обязательства по НДС на основании п. 198.5 ст. 198 НКУ и составить (зарегистрировать) налоговую накладную, если изначально он сформировал налоговый кредит по таким коммунальным услугам и электрической энергии. Аналогичное мнение было изложено в письмах ГФС от 19.04.2016 г. № 8813/6/99-99-19-03-02-15 и от 19.04.2016 г. № 8815/6/99-99-19-03-02-15.

Если же такая компенсация включается в арендную плату, то аренда недвижимого имущества облагается налогом НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 % без исключения из ее состава любых составных частей ее стоимости (письмо ГФС от 21.06.2016 г. № 1178/99-99-15-01-01-18).


При осуществлении операций поставки необоротных активов база обложения НДС определяется исходя из их договорной стоимости, но не ниже остаточной балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14040/6/99-99-15-03-02-15).


Если резидент - плательщик НДС на таможенной территории Украины получает от нерезидента услуги по предоставлению в аренду (лизинг) движимого имущества (в том числе выделенных серверов в сети Интернет), то такой резидент - плательщик НДС является ответственным за начисление и уплату НДС в бюджет по данной операции (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14156/6/99-99-15-03-02-15).


Операции по предоставлению услуг во время осуществления расчетно-кассовых операций, которые оказываются банкам международными платежными системами (Visa, MasterCard) с использованием специальных платежных средств, не являются объектом обложения НДС. В то же время другие услуги (кроме роялти), которые поставляются нерезидентами на таможенной территории Украины (или место поставки которых определено на таможенной территории Украины), прямо не связанные с переводом денежных средств, являются объектом обложения НДС (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14157/6/99-99-15-03-02-15).


Если у плательщика НДС в отчетном периоде существовало отрицательное значение НДС и им было принято решение о переводе суммы бюджетного возмещения НДС на счет в банке, то он должен заполнить соответствующие строки декларации по НДС и обязательно приложить к ней расчет суммы бюджетного возмещения (Д3) и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения и/или суммы денежных средств на счет в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика налога, превышающей сумму, подлежащую перечислению в бюджет (Д4) (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14186/6/99-99-15-03-02-15).

Построчный порядок заполнения декларации по НДС рассмотрен в теме Представление декларации по НДС.


Местом поставки услуг по разработке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций относительно информатизации, по предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, а также по предоставлению в аренду (лизинг) движимого имущества (кроме транспортных средств и банковских сейфов) считается место, где получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, а при отсутствии такового - место постоянного или преимущественного жительства получателя услуг (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14189/6/99-99-15-03-02-15).


ГУ ГФС в Волынской области напоминает, что нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения не предусматривают обязанность налогоплательщика уведомлять контролирующие органы о получении или уничтожении печати.


КМУ постановлением от 13.07.2016 г. № 440 утвердил Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, а также установил, что в течение двух месяцев со дня вступления в силу этого постановления ГФС должна направить неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на день вступления в силу Закона Украины от 17.07. 2015 г. № 652-VII (13 августа 2015 года), письменные запросы о предоставлении в месячный срок (со дня их получения) ответа о соответствии организации требованиям, установленным п. 133.4 ст. 133 НКУ. Кроме того, неприбыльные организации должны предоставить заверенные копии учредительных документов.

Если организация соответствует требованиям п. 133.4 ст. 133 НКУ, ГФС принимает решение о включении ее в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Если представленные документы не соответствуют требованиям, такой организации направляется соответствующее уведомление. Данная организация не может быть исключена из Реестра до 1 января 2017 года.

Неприбыльные организации, которые до 1 января 2017 года не привели свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными п. 133.4 ст. 133 НКУ, и не предоставили копии необходимых документов в контролирующий орган, после 1 января в 2017 года будут исключены из Реестра (письмо ГФС от 05.07.2016 г. № 7140/С/99-99-15-02-02-14).


Суммы страхового возмещения не включаются в состав дохода физического лица - предпринимателя - плательщика единого налога (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 12.07.2016 г. № 4547/К/26-15-13-02-15).


Налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных п. 201.1 ст. 201 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание, период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для включения покупателем сумм НДС в состав налогового кредита.

Таким образом, указание плательщиком налога в графе 4 налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, кода УКТ ВЭД товара, произведенного в Украине и не являющегося подакцизным, при условии, что указание кода УКТ ВЭД не мешает идентифицировать операцию поставки товара и ее стороны, не может быть единственным основанием для исключения сумм НДС, указанных в налоговой накладной, из состава налогового кредита покупателя - плательщика НДС (письмо ГФС от 23.06.2016 г. № 13855/6/99-99-15-03-02-15).


ТКУ временная таможенная декларация не признается как документ, представление которого завершает таможенное оформление выпуска товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины. То есть при осуществлении операций ввоза товаров на таможенную территорию Украины формирование налогового кредита по НДС осуществляется только при условии наличия должным образом оформленной таможенной декларации (письма ГФС от 23.06.2016 г. № 13856/6/99-99-15-03-02-15 и от 23.06.2016 г. № 13857/6/99-99-15-03-02-15).

Следует отметить, что правомерность отражения налогового кредита по НДС на основании временной таможенной декларации при импорте товаров долгое время остается спорным вопросом.

Суть проблемы такова. Временная таможенная декларация является одним из видов деклараций, на основании которых осуществляется таможенное оформление товара и его выпуск в свободное обращение (ст. 260 ТКУ). При оформлении временной декларации уплачиваются все предусмотренные таможенным режимом налоги и сборы. В случае представления декларантом временной таможенной декларации, в которой возможны изменения, в налоговый кредит будут включаться суммы НДС только после представления таможенному органу дополнительной таможенной декларации (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита).

Таким образом, законодательством четко не определена правомерность отражения налогового кредита по НДС на основании временной таможенной декларации без оформления дополнительной таможенной декларации в связи с отсутствием изменений.

Изначально налоговые органы настаивали на необходимости наличия дополнительной таможенной декларации в любом случае, а при ее отсутствии не признавали отраженный во временной декларации налоговый кредит по НДС (см. письма ГНС от 22.10.2012 г. № 4066/0/61-12/15-3115, от 22.10.2012 г. № 6697/0/71-12/15-3117 и от 20.08.2012 г. № 604/0/61-12/15-3115). Этого мнения на сегодняшний день придерживаются и суды (см., к примеру, постановление ВСУ от 23.06.2015 г. по делу № 21-347а15 и постановление ВАСУ от 27.10.2014 г. по делу № К/9991/67637/12, 2а-5615/12/2070).

Однако позднее в письме от 25.09.2015 г. № 14764/10/26-15-15-01-09 ГУ ГФС в г. Киеве сообщалось, что в случае осуществления операций ввоза на таможенную территорию Украины товаров формирование налогового кредита по НДС осуществляется на основании таможенной декларации (в том числе временной), оформленной в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату НДС (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита). Аналогичное мнение было высказано главным налоговым органом в письме от 29.01.2013 г. № 1387/6/15-3115.

Таким образом, на сегодняшний день главный налоговый орган снова изменил свое мнение относительно правомерности отражения в налоговом кредите НДС на основании временной таможенной декларации.


Если плательщик НДС при приобретении товаров/услуг на основании полученной налоговой накладной сформировал налоговый кредит, но такие товары/услуги не были оплачены в течение срока исковой давности, то в налоговом периоде, в котором происходит списание кредиторской задолженности, плательщику НДС необходимо откорректировать сумму налогового кредита, сформированного при получении неоплаченных товаров/услуг. При этом уменьшение налогового кредита в указанном случае осуществляется на основании бухгалтерской справки (письмо ГФС от 29.06.2016 г. № 14038/6/99-99-15-03-02-15).


ГНИ в Соломенском районе ГУ ГФС в г. Киеве напоминает, что плательщики налога на недвижимое имущество - физические лица в 2016 году уплачивают налог за 2015 год (по ставкам и с использованием льгот, которые применялись при расчете налога прошлого года).

Владельцы жилой и/или нежилой недвижимости, получившие от налоговой инспекции налоговое уведомление-решение об уплате этого налога, должны уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения этого документа. Сумма и реквизиты указаны в уведомлении.


Минюст уведомляет, что на сайте ГП "Национальные информационные системы" в рубрике "Методические рекомендации" (блок "Кабинет электронных сервисов") пользователи имеют возможность ознакомиться с правилами поиска информации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и порядком получения информационной справки.


КМУ постановлением от 13.07.2016 г. № 439 утвердил Порядок осуществления налоговыми органами контроля за достижением плательщиками единого налога 2 и 3 групп (физическими лицами - предпринимателями) объема дохода, определенного в п. 296.10 ст. 296 НКУ для применения РРО.

Для исчисления предельного объема дохода учитываются в совокупности все виды доходов, которые получены плательщиком единого налога от проведения предпринимательской деятельности в течение календарного года независимо от избранных видов деятельности.

Для осуществления налогового контроля налоговые органы обращаются к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении налоговой информации (при наличии хотя бы одного из оснований, определенных в п. 73.3 ст. 73 НКУ).

Налоговые органы имеют право получать налоговую информацию путем проведения встречных сверок данных субъектов относительно плательщиков единого налога, а также при проведении документальной или фактической проверки (при наличии оснований, предусмотренных НКУ).


НБУ усовершенствовал порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва индивидуальных лицензий на осуществление некоторых операций с иностранной валютой (постановление от 12.07.2016 г. № 353).

Теперь для получения индивидуальных лицензий юридические лица и физические лица - предприниматели не должны представлять в НБУ документы, которые находятся в публичном доступе (выписки из ЕГРПОУ). При этом физические лица, не являющиеся предпринимателями, для получения индивидуальных лицензий на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины должны представить в НБУ копию налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах для проверки источников происхождения средств.

В то же время НБУ предусмотрел дополнительное основание для отказа в выдаче индивидуальных лицензий. А именно в случае, если получить лицензию пытается лицо, которое скрывается от органов досудебного расследования, следствия, суда или органов власти (по информации МВД).

Также для владельцев индивидуальных лицензий упрощен порядок представления в НБУ отчетов об осуществленных операциях по счетам, открытым за пределами Украины. Отныне такие отчеты должны представляться не в бумажной, а в электронной форме (сайт НБУ).


Корректировка финансового результата на сумму расходов за счет амортизационных отчислений по объекту недвижимости, который был передан в аренду после реконструкции, разделом ІІІ НКУ не предусмотрена. Такие операции при определении финансового результата до налогообложения отражаются согласно правилам бухгалтерского учета (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 08.07.2016 г. № 15431/10/26-15-12-05-11).


Разделом III НКУ не предусмотрен учет разниц по операциям включения в состав расходов суммы НДС для чеков, оформленных авансовыми отчетами (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 11.07.2016 г. № 15472/10/26-15-12-05-11).


Оплате подлежат все календарные дни, определенные листком нетрудоспособности, несмотря на то, что на период временной нетрудоспособности работника приходятся дни, которые являются для него нерабочими в связи с установлением неполного рабочего времени (сайт Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности).


Если украинское предприятие приобретет у компании-нерезидента услуги по производству или распространению рекламы, то нужно уплатить налог по ставке 20% с суммы выплаты за собственный счет. Налог уплачивается независимо от места предоставления нерезидентом указанных услуг. Правила международных договоров в части уменьшения суммы налога или освобождения от его уплаты не применяются, поскольку такие выплаты облагаются налогом за счет резидента (сайт ГУ ГФС в Винницкой области).


Как разъясняет ГУ ГФС в Днепропетровской области, основанием для постановки на учет обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащая аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины.

Владение корпоративными правами не является предпринимательством.

Таким образом, если компания-нерезидент не осуществляет хозяйственную деятельность в Украине и не подпадает под определение постоянного представительства, то в случае приобретения корпоративных прав юридического лица - резидента постановка ее на учет в контролирующем органе не требуется.


ГФС в Базе знаний "ЗІР" (подкатегория 104.09) разъясняет, что при заполнении декларации об имущественном состоянии и доходах физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы в течение года (перешли с упрощенной системы налогообложения на общую), по результатам отчетного квартала, в котором начата такая деятельность (состоялся переход на общую систему налогообложения), приложение Ф4 "Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц и военного сбора с доходов, полученных самозанятым лицом" заполняются с учетом следующего:

в строке 3 раздела II сумма налога определяется по ставке 18 %;

строка 4 и строка 6 раздела II не заполняются.


Теперь Вы нам доверяете?

Звоните или пишите и мы окажем личное внимание каждому!

Тел.: (056) 716-53-23, (068) 405-60-76

e-mail: buhgaltersplus1@gmail.com